***ВАЖНО*** Перед покупкой запустите тест и сверьте подходят ли эти ответы именно Вам***
После покупки Вы получите файл с ответами на вопросы которые указаны ниже:
Оглавление
1. … – это метод, направленный на изменение отрицательных психологических состояний, таких как депрессивные расстройства или фобии, путем использования специальных техник и упражнений
2. В настоящее время выделяют такие ведущие направления психотерапии, как … (укажите 3 варианта ответа)
* психодинамическое
* когнитивно-бихевиоральное
* гуманистическое
*психоаналитическое
*биологическое
3. Для консультанта важно иметь базовые знания в области психотерапии, потому что … (укажите 2 варианта ответа)
*это предохраняет его от эмоционального выгорания в процессе терапии
* иначе консультирование будет скатываться к чисто житейским разговорам и решениям
* психотерапия является историческим основанием для консультирования
4. К психологу обратился мужчина, 35 лет, профессионал, уверен в себе, однако клиент чувствует, что его карьера застряла на одной стадии, он не может продвинуться на новый уровень. Он ищет помощи, чтобы понять, какие шаги нужно предпринять. На первой консультации запрос уточняется, клиент ощущает, что его жизнь не имеет смысла и он не знает, куда идти дальше. Определите какой вид помощи приоритетен для решения данной конкретной проблемы?
* В этой ситуации наиболее эффективным может быть психологическое консультирование, которое поможет клиенту определить цели и план действий. Затем клиент может обратиться к коучу, чтобы получить поддержку и наставления по достижению своих целей.
*Затруднения клиента связаны с тем, что ему трудно управлять своими эмоциями и поведением. В этом случае наилучшим выбором будет психотерапия, которая поможет проработать проблему и понять ее причины. После этого клиент может обратиться к коучу для разработки стратегии управления своими эмоциями.
*В этом случае наиболее эффективным способом может быть коучинг, который поможет клиенту определить свои цели и разработать стратегию достижения этих целей, изменить свою жизнь или поведение, или развить свои навыки. Коуч привлекает клиента к активному участию в процессе изменения и помогает ему достичь поставленной цели.
5. Отличие кризиса первого типа от кризисов других типов – в том, что он
* дает шанс вернуться на прежний уровень жизни
*требует изменения личности и смысла жизни
*проявляется в переживании человеком непродуктивности своего жизненного пути
6. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо – это …
7. Психологи выделяют три типа кризиса, такие как …
* развитие, травма и потеря
*эмоциональные, физические и умственные
*личные, социальные и экономические
8. Психологическое консультирование, в отличие от других форм психологической работы, …
* предполагает в основном рациональную работу с сознательным и заинтересованным клиентом
*характеризуется тем, что специалист в первую очередь ищет мешающую клиенту его внутреннюю проблему
*более ориентировано на задачи коррекции – личностные и межличностные изменения
9. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, – это …
*темперамент
*характер
*способности
* направленность
10. Сопоставьте субъект, объект и предмет психологического консультирования и то, что относится к этим понятиям:
A.Объект психологического консультирования
B.Субъект психологического консультирования
C.Предмет психологического консультирования
D. клиент: человек; семья, группа, организация
E. Психолог
F. процесс восстановления психологического здоровья, способностей к адаптации
11. Степень трудности достижения тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным, характеризует …
* уровень притязаний
*локус контроля
*самооценку
*самоотношение
12. … направление психологии развивали Л.С. Выготский и его коллеги; они изучали, как развити е человека влияет на психические процессы, а также как окружающая среда, культурные и социальные факторы влияют на человеческое познание и поведение
13. … одним из первых в психологии признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности
*А. Адлер
*С.Л. Рубинштейн
* К. Юнг
14. Бихевиоризм как теория основана на идеях …
*Э. Торндайка
*И.П. Павлова
*Н.А. Бернштейна
*Дж. Уотсона
15. В рамках … направления психологии исследуются взаимодействие мозга и психических процессов, а также реакция на стимулы; важное значение в этом направлении имеет работа И.П. Павлова в области условных рефлексов
16. За результат психотерапии, по мнению К. Роджерса, ответственность …
*в основном лежит на терапевте
* в основном лежит на клиенте
*делится поровну между клиентом и терапевтом
*не может быть на кого-то возложена, то есть никто ни за что не отвечает
17. Идеи И.П. Павлова были использованы при разработке …
*теории респондентного научения
* теории классического обусловливания
*теории оперантного научения
*концепции жизненного пути
18. По мнению …, личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками
*бихевиористов
*гештальтистов
*фрейдистов
* когнитивистов
19. По мнению Б.Ф. Скиннера личность есть …
* набор поведенческих шаблонов
*надуманное понятие
*сосредоточение инстинктов
*ансамбль социальных отношений
20. Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал …
* Гиппократ
*Гален
*И. Кант
*Платон
21. Структуру самосогласующейся и единой личности А. Адлер определял как …
*стиль жизни
* социальный интерес
*комплекс личности
*способ компенсации
22. Формулировка проблемы: «Сегодня неблагоприятное расположение звезд… Марс вошел в луну…» относится к области:
*оккультизма
*философии
* псевдонаучной
*житейской
*психологической
23. Черты полностью функционирующей личности, согласно концепции К. Роджерса, включают …
* открытость переживанию
*эмпирическую свободу
*экзистенциальный образ жизни
*организмическое доверие
24. … – это метод, при использовании которого консультант предлагает клиенту различные образцы поведения для наблюдения и подражания
25. … – это прием, при использовании консультант переформулирует высказывания клиента, позволяя ему увидеть проблему с другой стороны или с другой точки зрения
26. В процессе активного … консультант позволяет клиенту свободно высказаться, внимательно слушает и задает уточняющие вопросы
27. В. Франкл известен как основоположник …
*индивидуальной психотерапии
*рациональной психотерапии
* логотерапии
*социальной терапии
28. Действие механизма сдвига мотива на цель состоит в …
*страхе перед наказанием и волевом усилии для достижения эмоционально непривлекательной, но требуемой другими людьми цели
* том, что освоение и выполнение социальных норм, первоначально являющееся целью и побуждаемое потребностью в общении со значимыми людьми, само начинает приносить удовлетворение
*том, что цель, насыщаемая отрицательными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив
превращении цели действия в самостоятельный мотив при насыщении данной цели положительными эмоциями
29. Клиентка пожилая женщина, 3 года назад вышла на пенсию, оставила детям квартиру и уехала на дачу, но садоводство ее не увлекает, так как появились боли в спине. Рассказывает, что зовет приезжать в гости подруг, детей и внуков, но они приезжают редко. Развилась бессоница, плаксивость, просит помочь «найти ей дело по душе». Какое из отечественных направлений в психологии вы станете применять в консультировании?
*Биологический подход. Консультант может использовать биологические методы, такие как биофидбэк и транскраниальную стимуляцию, чтобы помочь клиенту снизить боль и улучшить качество жизни.
* Культурно-исторический подход. Консультант может использовать методы помощи клиенту в развитии социальных связей и переживании психологических трудностей
*Активностно-созидательное направление поможет клиенту максимально использовать его творческий потенциал и создать что-то новое. Консультант может помочь клиенту развивать свои способности и улучшить творческий процесс
30. Методологической основой бихевиоризма является …
*пантеизм
* позитивизм
*неотомизм
*редукционизм
31. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории …
* деятельности
*бессознательного
*подкрепления
*интроспекции
32. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
*наблюдение
*эксперимент
*тестирование
* самонаблюдение
33. Понятие «самонаблюдение» является синонимом понятия «…»
*интроверсия
*интроекция
* интроспекция
*интроскопия
34. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом …
*системности
*развития
*управления
* индетерминизма
35. Философской основой гуманистической психологии является …
*позитивизм
* экзистенциализм
*прагматизм
*рационализм
36. … подход в консультировании предполагает использование различных методов и техник работы с клиентом в зависимости от его индивидуальных особенностей, потребностей и проблемы
37. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется …
* трудовой
*учебной
*игровой
*ведущей
38. Ключевое понятие аналитической психологии – это …
*артефакт
* архетип
*знак
*символ
39. Модели действительности в теории Дж. Келли называются …
*концептами сознания
* личностными конструктами
*личностными идеями
40. На консультации супруги. В браке полгода. У обоих повторный брак. От первого брака у жены мальчик пяти лет, у него две девочки пяти и семи лет. Причина обращения – плохие отношения между детьми: драки, ссоры. Для консультирования по поводу этой проблемы лучше всего использовать...
* Системно-ориентированный подход. Консультант может использовать этот подход, чтобы помочь супругам понять и изменить семейную динамику, которая может приводить к конфликтам между детьми. Консультант может использовать методы, такие как семейная терапия и супружеская терапия, чтобы помочь супругам наладить коммуникацию и разрешить конфликты.
*Психодинамический подход. Консультант может использовать этот подход, чтобы помочь супругам разобраться с неосознанными конфликтами и эмоциональными проблемами, которые могут приводить к разногласиям в семье. Консультант может использовать методы, такие как анализ снов и свободной ассоциации, чтобы помочь супругам понять и решить эти проблемы.
*Рационально-эмоциональный подход. Консультант может использовать этот подход, чтобы помочь супругам развить навыки эмоционального регулирования и управления конфликтами. Консультант может использовать методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия и тренинг в эмоциональной компетентности, чтобы помочь супругам развить навыки разрешения конфликтов и выработки конструктивных методов общения.
*Экзистенциальный подход. Консультант может использовать этот подход, чтобы помочь супругам разобраться с их собственными ценностями и убеждениями, которые могут влиять на взаимодействие в семье. Консультант может использовать методы, такие как упражнения в самокритическом анализе и развитие смысла жизни, чтобы помочь супругам понять свои собственные мотивы и способы решения проблем
41. Неверно, что в структуру Я-концепции входят …
* Я-реальное и Я-идеальное
*Эго и супер-эго
*коллективное бессознательное и личное бессознательное
42. По А.Н. Леонтьеву элементом структуры деятельности выступает …
43. По К.Г. Юнгу структура личности состоит из таких компонентов, как …
*Эго, ид и супер-эго
*сознательное, предсознательное и бессознательное
*эго, анима, анимус
* коллективное бессознательное, личное бессознательное и эго
44. По К.Г. Юнгу то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми, называется …
*самостью
* персоной
*тенью
*либидо
45. С точки зрения субъекта деятельности личность исследуется …
* А.Н. Леонтьевым
*А.Ф. Лазурским
*К.К. Платоновым
*А.Г. Ковалевым
46. Согласно Я-концепции, …
*Я-фантастическое – это элемент Я-концепции, сформировавшийся под воздействием нереалистичных историй
* Я-идеальное – это представления человека о том, как его видят другие
*Я-зеркальное – это результат социально-психологической рефлексии (те то, что человек думает о том, что о нем думают другие)
* Я-реальное – это образ Я, представления индивида о самом себе
47. … – это умение поставить себя на место клиента и понять его чувства и переживания
48. … в консультировании – это забота о том, чтобы пройти через процесс самопознания честно и открыто
49. …отношение к жизни предполагает наличие оптимистического мировоззрения
50. К эмоциональным проявлениям личности, повышающим ее активность, следует отнести …
* положительные эмоции
*депрессию
*состояние аффекта
*фрустрацию
*фобии
51. Личностный кризис всегда …
*нежелателен для человека, и его нужно избегать
*очень полезен для человека, и к нему нужно стремиться
*имеет неопределенные последствия для личности
* изменяет что-то в человеке или в его образе жизни
52. На психологическое консультирование пришел мужчина, возраст – 30 лет. Не женат. Сделал блестящую карьеру в сфере финансов. Но последний год мужчина постоянно испытывает «чувство скуки, отрешенности», он стал задумываться о том, чтобы «бросить все и уйти в монастырь». Что может стать решением данной проблемы?
*Достижение цели клиента. Это может включать в себя создание плана действий, указание на ресурсы, которые ему понадобятся, и оказание поддержки в процессе достижения цели.
* Переориентация клиента на другую цель, которая также будет иметь для него значение и которую он может достичь.
*Изменение отношения клиента к цели, и ограничивающим убеждениям, помощь в преодолении проблем, которые мешают ему достичь своей цели.
53. Склонность человека видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе – это …
*интроспекция
* локус контроля
*инверсия
*паттерн
54. Сопоставьте стратегии и особенности работы с клиентами, которые их предпочитают:
A.Визуально-пространственная стратегия
B.Аудиальная стратегия
C.Кинестетическая стратегия
D. клиент предпочитает работать с изображениями и графиками
E. консультант в работе с клиентом может использовать речевые и вербальные стратегии, например, повторять ключевые слова и использовать метафоры
F. клиент предпочитает работать с физической стороной вопроса; чтобы помочь ему найти решение, консультант может использовать ролевые игры или примеры из повседневной жизни
55. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным - это его уровень …
56. Упорядочите случаи оказания помощи супервизора консультанту, обратившемуся за супервизией в ситуации, когда клиент постоянно вызывает раздражение у психолога, в порядке от более к менее значимым проблемам:
1 работа над эмоциональной нагрузкой
2 обсуждение клиентских случаев
3 тренинг и развитие
4 этические вопросы
57. Эмоциональная … – это умение установить поддерживающие отношения с клиентом предполагает «безусловное позитивное отношение» к клиенту
58. … – консультант помогает клиенту определить конкретную цель и способы ее достижения
59. … – способность формулировать вопросы и ответы в ходе беседы, приводить конкретные примеры
60. … – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта
*Контент-анализ
*Анализ продуктов деятельности
*Беседа
* Эксперимент
61. … – это прием, который помогает человеку изучить и осознать свои негативные эмоции и переживания, чтобы снизить их интенсивность и затем реализовать в конструктивное поведение, для чего необходимо восстановление пациентом воспоминаний и эмоций, связанных с травмой, которая легла в основу его проблемы
62. … – это процесс полной реализации своего потенциала и становления лучшей версией себя
63. … имеет место, когда консультант помогает клиенту определить, что он хочет достичь, и узнает, какие шаги уже были сделаны в этом направлении
64. … имеют место, когда консультант предлагает решения и стратегии для преодоления проблем, с которыми столкнулся клиент
65. … подход означает ориентацию на конкретные задачи и предполагает активное участие клиента в процессе решения его проблем; в рамках данного подхода консультант помогает клиенту описать ситуацию, идентифицировать проблему и определить желаемый результат, совместными усилиями разрабатывается стратегия и шаги, которые понадобятся.
66. «Чувство … бытия» – это способность рассматривать жизнь и ситуации в их полном объеме, включая мрачную сторону
67. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется … переменной
* независимой
*зависимой
*внешней
*побочной
68. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат …
* восприятия им последствий своего поведения
*когнитивной интерпретации различных ситуаций
*конфликтов между познавательными силами и реальностью
*взаимодействий между людьми
69. В понятии «интериоризация» выделяют три грани, такие как …
* индивидуализация, интимизация и производство внутреннего плана сознания
*индивидуализация, коллективизация и экспроприация
*социальная ситуация развития, сензитивность и эксклюзивность
70. В рамках психоаналитического направления в психологии утверждается, что основным источником активности индивида …
*являются социальные стимулы, порождаемые другими индивидами
*являются образы ситуации, возникающие у индивида
* является стремление снять внутреннее напряжение за счет удовлетворения первичных потребностей
*являются стремление увеличить напряжение за счет фрустрации первичных потребностей
*являются стремление к удовлетворению вторичных потребностей
71. В ряду трудностей, которые могут возникнуть в консультативном процессе при психологическом консультировании, – … (укажите 2 варианта ответа)
* низкая мотивация клиента
*высокая мотивация клиента
*перенесенные болезни консультанта
* сложности с установлением отношений между психологом и клиентом
*ожидания психолога
*идеальные условия
72. В ситуации, когда …, нецелесообразно обращение за профессиональной помощью, предполагающей изменение в личности человека (укажите 2 варианта ответа)
*имеют место последствия принятия лекарственных препаратов
*у клиента заниженная самооценка
*клиент ощущает отсутствие принятия со стороны близких
*у клиента присутствует осознанная потребность в саморазвитии
*имеет место стресс по причине надвигающихся сроков сдачи работы
73. В теории деятельности выявлен механизм образования мотивов, названный механизмом сдвига …
*мотива на цель
* цели на условие
*цели на мотив
*условия на цель
74. В теории когнитивной диссонанса выделяются такие четыре типа приспособления, как …
*изменение поведения, изменение мысли, рационализация и отрицание
*отчетливое мышление, эмпатия, стимулирование и аналитический подход
*идеализация, проекция, интроверсия, экстраверсия
*аутентичность, благодарность, сотрудничество, самоактуализация
75. В широком смысле человеческие … представляют собой набор качеств и средств, которыми располагает субъект жизнедеятельности и которые могут быть использованы им для самореализации в различных жизненных контекстах
76. В.А. Петровский и И.М. Шмелева трактуют понятие «трудная жизненная ситуация» как …
*временное воздействие субъективных или объективных факторов
*ситуацию, объективно нарушающую социальные связи с окружением
*нарушение равновесия между системой задач, условий действия и возможностей действующего субъекта
* ситуацию, препятствующую достижению целей, содержащую в себе скрытый ресурс
77. Ведущей проблемой когнитивистского направления психологии является проблема …
*общения
* принятия решения
*свободы воли
*ответственности
*структуры поведения
*индивидуального сознания
78. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает … теория личности
*аналитическая
*гуманистическая
* когнитивная
*деятельностная
79. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в …
*психофизиологических исследованиях
* исследованиях «глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)
*исследованиях психологии личности и социальной психологии
*психогенетических исследованиях
80. Возрастной кризис относится к … процессам
*аномальным
* нормативным
*асоциальным
*алогичным
81. Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это исторически развивающийся вид … деятельности
82. Говоря об идентификации, можно утверждать, что она …
*является одним из способов понимания другого человека
*выражается в уподоблении себя другому человеку
*является одним из механизмов усвоения опыта
83. Гуманистические психологи извлекли из экзистенциальной философии идею …
*экстериоризации
*социализации
*регрессии
* становления
84. Е.А. Бурдуковская и О.Г. Филиппенко трактуют понятие «трудная жизненная ситуация» как …
*временное воздействие субъективных или объективных факторов
*ситуацию, объективно нарушающую социальные связи с окружением
*нарушение равновесия между системой задач, условий действия и возможностей действующего субъекта
*проблему, угрожающую привычному функционированию личности и требующую помощи со стороны
85. К общим характеристикам системы в различных системных исследованиях относят … (укажите 2 варианта ответа)
*взаимосвязь со средой
* целостность
*однозначность описания
* иерархичность
86. К. Роджерс к условиям развития личности (условиям терапевтических изменений) относил … (укажите 2 варианта ответа)
*неконгруэнтность
*эмпатию
*безусловное принятие
*оценку уровня нравственного развития личности
87. Кто Основателем теории когнитивной диссонанса является …
*Карл Роджерс
*Абрахам Маслоу
* Леон Фестингер
*Эрик Берн
88. Наиболее чувствительны к когнитивной диссонансу такие области жизни, как …
* социальная, трудовая и личностная
*культурная, финансовая и область здоровья
*политическая, область уважения к окружающей среде и область этики
*развлекательная и трудовая
89. Неверно, что в психологи выделяют такой тип кризисов, как …
*кризисы развития
*травматические кризисы
*кризисы утраты
*ризисы избытка
90. Неверно, что к внутриличностным задачам, которые должен решать психолог, можно отнести …
*способность аутентично чувствовать себя с клиентом
*умение конструктивно использовать свои эмоциональные проекции на клиента: понимать, что в личности клиента заставляет нас переживать чувства
*доверие к себе как консультанту (умение отделить свой уровень компетентности от того, что говорят клиенты)
*знание и соблюдение этического кодекса психолога
91. Неверно, что к ошибкам, которые могут допускать консультанты в работе с клиентами, относят …
*неправильные выводы о проблеме клиента
*игнорирование личностных особенностей клиента
*«подгонку» клиента под стандарт
* истолкование гипотез в отрицательной форме
*отсутствие границ в личных и профессиональных отношениях
*морализирование, контрперенос
92. Неверно, что квалификационные требования, которые предъявляются к консультанту-психологу, включают в себя … (укажите 2 варианта ответа)
* наличие медицинского образования
*наличие сертификата специалиста-психолога
* опыт работы в сфере психологии до года
*пройденные курсы и тренинги по консультированию
*этичность и профессиональный подход в работе с клиентами
*способность к эмпатии и пониманию передаваемой информации
93. Объективная оценка результативности консультативного процесса может включать в себя такие критерии, как … (укажите 2 варианта ответа)
* достижение конкретных целей, которые были поставлены в начале процесса консультирования
*появление у клиента чувства того, что он контролирует свою жизнь и отвечает за свой успех
*ощущение наличия эмоциональной опоры в сложных жизненных ситуациях.
* сокращение времени, необходимого для выполнения задач или решения проблем
94. Основная идея теории когнитивной диссонанса – в том, что …
*возникновение конфликта между нашими мыслями и действиями может привести к неудовлетворенности и стремлению изменить одно из них
*люди стремятся минимизировать конфликт между своими ценностями и целями
*люди используют конфликт между своими мыслями и действиями для оправдания своих ошибок и неудач
95. Понятие «высшие психические функции» ввел в научный оборот …
* Л.С. Выготский
*А.Н. Леонтьев
*А.Р. Лурия
*П.Я. Гальперин
96. Понятие «зона ближайшего развития» введено …
* Ж. Пиаже
*Дж. Брунером
*Л.C. Выготским
*А.Н. Леонтьевым
97. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел …
*К. Юнг
* А. Адлер
*3. Фрейд
*К. Роджерс
98. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле …
*гуманистической психологии
*когнитивной психологии
*гештальтпсихологии
*культурно-исторической психологии
99. Психологический … – это состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека
100. Свойство, которое обозначает способность отражать отраженное – размышлять над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, – называется …
* рефлексией
*интуицией
*вниманием
*мышлением
101. Сопоставьте вид кризиса и его описание:
A.Кризис нереализованности
B.Кризис опустошенности
C.Кризис бесперспективности
D. человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи, в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего
E. несмотря на то, что человек осознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что у него нет сил и нет заметных привлекательных целей в будущем
F. у человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях
102. Сопоставьте виды супервизии и их характеристики:
A. Групповая супервизия
B. Внутренняя супервизия
C. Консультативная супервизия
D. процесс обучения и сопровождения, когда несколько практикующих специалистов и один супервизор обмениваются опытом, знаниями и обратной связью
E. процесс обучения и сопровождения, который проводится в компании, где сотрудники-практикующие специалисты получают обратную связь от своих менеджеров или сотрудников HR F. процесс обучения и сопровождения профессиональных консультантов для улучшения их навыков и компетенций
103. Сопоставьте позиции консультанта и их описания:
A. Авторитарная позиция
B. Либеральная позиция
C. Демократическая позиция
D. консультант принимает решения без участия клиента, он стремится к контролю над процессом и результатом консультации, диктуя клиенту свое видение и мнение
E. консультант ставит клиента на первое место, учитывая его мнение и потребности; он не диктует свое видение, а помогает клиенту найти свои собственные решения и способы достижения цели.
F. консультант работает с клиентом на равных, учитывая его мнение и опыт; создает атмосферу доверия, основанную на взаимном уважении; поддерживает клиента в реализации его целей
104. Сопоставьте понятие и его автора:
A. Эго-идентичность
B. Зона ближайшего развития
C. Социальная ситуация развития
D. Э. Эриксон
E. Л.С. Выготский
F. Л.И. Божович
105. Сопоставьте состояния психики человека и подходящие виды помощи:
A. Болезнь B. Пограничная норма
C. Хорошая норма
D. психиатрия; медицинская психотерапия
E. психологическая психотерапия; коррекция
F. консультирование; обучение; развитие
106. Субъективная оценка результативности консультативного процесса может включать в себя мнение клиента о качестве работы консультанта и восприятие им изменений в своей жизни – в частности, клиент может считать результативным процесс консультирования, если … (укажите 2 варианта ответа)
* он чувствует себя более уверенно и способен решать проблемы, которые раньше казались ему неразрешимыми
* он получил помощь в пересмотре своих ценностей и установленных убеждений
*произошло увеличение доходов клиента или улучшение его финансового положения
*произошло улучшение показателей здоровья клиента или уровня его физической активности
107. Тест репертуарных решеток (РЕП-тест) был разработан …
*Л.С. Выготским
* Г. Олпортом
*К. Роджерсом
*Дж. Келли
108. Упорядочьте ситуации по степени риска возникновения биографического кризиса у человека (от низкой к высокой степени риска):
1 человек, который всегда стратегичен и рационален, умеет оценивать вероятность событий, а также видит межсобытийные связи
2 человек, который не очень стратегичен и рационален, но понимает, что некоторые события могут произойти; он уверен в своих возможностях справиться с ними
3 человек, который категоричен в оценках и не умеет оценивать вероятность, не видит межсобытийные связи
4 человек, который не стратегичен и не рационален, не понимает возможных последствий своих поступков, игнорирует межсобытийные связи
109. Чувство … – способность ослабить напряжение в ходе консультирования и улучшить общую атмосферу
110. В психологическую консультацию обратилась женщина 40 лет с просьбой помочь наладить отношения на работе, в коллективе в основном мужчины молодого возраста, которым поручают интересные проекты, а она год назад вышла из декрета, развелась с мужем и несколько раз меняла няню, чтобы найти лучшую. Женщина считает, что если бы она одевалась более сексуально, то ее бы давно повысили, но у нее нет времени, чтобы уделять его таким деталям. Какой метод помощи и какого специалиста вы посоветуете для решения этой проблемы?
*В этом случае наиболее эффективным способом может быть коучинг, который поможет клиенту определить свои цели и разработать стратегию достижения этих целей. Затем можно обратиться к психологу для проработки озабоченности внешним видом.
*В этом случае наилучшим выбором будет психотерапия, которая поможет клиенту проработать проблему и понять ее причины. После этого клиент может обратиться к коучу для выработки шагов действия.
*В этой ситуации наиболее эффективным может быть психологическое консультирование, которое поможет клиенту определить цели решения проблемы и план действий. Затем клиент может обратиться к коучу, чтобы получить поддержку и наставления .
111. В России отсутствует система лицензирования психологов-практиков: нет никакого официального органа, который бы проверял специалистов на уровень их профессиональной компетентности. Поэтому на рынке психологических услуг много неэффективно работающих психологов, которые своими действиями могут не помочь или даже навредить клиентам. Выберите критерии, на которые стоит опираться, чтобы этого избежать при выборе психолога.
*Психолог не менее года проходил личную терапию и имеет не менее 50 часов супервизии.
*Психолог не дает вам указаний, как поступить, и не отвечает на ваши вопросы о ходе совместной работы.
*Психолог имеет психологическое образование и опыт работы 1 год.
112. Клиент - юноша 20 лет, хочет после окончания вуза стать маркетологом, но считает, что ему временами недостает воображения. Просит ответить на вопрос: как ему улучшить свои креативные способности и развивать творческие навыки. Какое из отечественных направлений в психологии вы станете применять в консультировании?
*Биологический подход. Консультант может использовать биологические методы, такие как биофидбэк и транскраниальную стимуляцию, чтобы помочь клиенту улучшить качество его жизни.
*Системно-деятельностное направление. Принципы подхода позволяют изучать способы взаимодействия человека с окружающим миром, динамику и возможности развития
*Культурно-исторический подход. Консультант может использовать методы помощи клиенту в развитии социальных связей и обмене опытом с другими людьми
*Активностно-созидательное направление поможет клиенту научиться активно взаимодействовать со средой, чтобы создать что-то новое.
113. На консультации женщина 83 лет. Активная, бодрая, аккуратная и самостоятельная. Живет одна в однокомнатной квартире. Полгода назад познакомилась с одиноким пожилым мужчиной близкого ей по возрасту. Недавно они решили жить вместе. Но им страшно это осуществить, поскольку они опасаются, что их «осудят соседи». Для консультирования по поводу этой проблемы какие приемы работы лучше всего использовать консультанту...
*Консультант может использовать методы, такие как анализ снов и свободной ассоциации, чтобы помочь понять и решить эти проблемы.
*Консультант может использовать методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия и тренинг в эмоциональной компетентности, чтобы помочь развить навыки разрешения конфликтов и выработки конструктивных методов общения.
*Консультант может использовать методы, такие как упражнения в самокритическом анализе и развитие смысла жизни, чтобы помочь клиенту понять свои собственные мотивы и способы решения проблем
114. На приеме клиент, который открывается на сессии, но многословен, постоянно уводит разговор и не хочет говорить о своих эмоциональных проблемах. Чтобы консультирование было эффективным, вы....
*попросите клиента описать свои эмоции более детально
*укажете на это обычай и спросите, почему уходят в сторону
*будете продолжать задавать вопросы клиенту, чтобы он привык к разговору
115. На приеме у психолога-консультанта – юноша 18 лет. Молодой человек говорит, что обдумывает способы ухода из жизни, потому что «жизнь в этом мире не имеет смысла». По его словам, юноша пришел к психологу, чтобы ему помогли найти лучший способ покончить с собой. От какого фактора в большей степени будет зависеть консультирование?
*Консультант может использовать эмоционально-ориентированные методы, такие как диалог, чтобы помочь клиенту расслабиться и начать искать решение проблемы.
*Консультант может применять разные техники для распознавания и управления саморазрушением и агрессией, чтобы эффективнее помочь клиенту.
*Консультант может влиять на восприятие клиента, чтобы уменьшить его недоверие, что может привести к тому, что он не будет придавать большого значения советам консультанта или даже не будет следовать им.
116. Ниже приведен отрывок стихотворения А.С. Пушкина. Цели нет передо мною. Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучной жизни шум. Мотивы какой теории, прежде всего, просматриваются в этих строках?
*В четверостишии просматриваются мотивы психоанализа.
*В четверостишии просматриваются мотивы бихевиоризма.
*В четверостишии просматриваются мотивы теории черт.
*В четверостишии просматриваются мотивы экзистенциальной психологии.
117. Ниже приведен отрывок стихотворения Д. Кедрина. Когда-то в сердце молодом Мечта о счастье пела звонко…Теперь душа моя – как дом, Откуда вынесли ребенка. Назовите психологический феномен, применительно к которому наиболее уместны эти слова поэта?
*Повышенная резистентность.
*Социальная фасилитация.
*Психическое выгорание.
*Каузальная атрибуция.
118. Ниже приведен отрывок стихотворения У. Блейка. В одном мгновении видеть вечность, Огромный шар в зерне песка. В единой горсти – бесконечность И небо в чашечке цветка. Мотивы какой теории, прежде всего, улавливаются в данном четверостишии?
*В четверостишии улавливаются мотивы экзистенциальной психологии.
*В четверостишии улавливаются мотивы индивидуальной психологии А. Адлера.
*В четверостишии улавливаются мотивы аналитической психологии К. Юнга.
*В четверостишии улавливаются мотивы теории отношений В.Н. Мясищева.
119. Семейная пара пришла на психологическое консультирование с девочкой-подростком 12 лет по настоянию классного руководителя. Неожиданно девочка стала вести себя в школе вызывающе, нагло. Ранее она всегда училась средне, но сейчас скатилась на двойки. Несколько раз девочка убегала из дома. Определите уровень сложности ситуации.
*Этот случай относится к ситуациям обыденной жизни, когда не возникает серьезных проблем.
*Этот случай характеризуется наличием небольших затруднений и уменьшением числа выборов решений.
*В данной ситуации имеют место стресс или реальные проблемы, когда первичные способы действия и поведения не дают позитивных результатов, у человека меньше выборов и видно, что он затрудняется изменить привычное поведение.
*В данной ситуации стресс является значимым фактором, изменение поведения осуществлять все сложнее, и поэтому у человека возникают непродуктивные формы поведения.
*В данной ситуации имеет место глубочайший стресс – это ситуация выживания.
Список литературы
Введение в курс
Тема 1. Введение в дисциплину «Основные направления и школы психологического консультирования».
Тема 2. Предпосылки и история возникновение направлений психологического консультирования.
Тема 3. Виды, типы и методы психологического консультирования.
Тема 4. Основные направления в консультировании, их теоретические и практические аспекты.
Тема 5. Значение личности консультанта и клиента в выборе направления.
Заключение
Итоговая аттестация
Итоговый тест
Компетентностный тест