***ВАЖНО*** Перед покупкой запустите тест и сверьте подходят ли эти ответы именно Вам***
После покупки Вы получите файл с ответами на вопросы которые указаны ниже:
Оглавление
1. Анализ организационного поведения …
*всегда проводится только на одном уровне
*может проводиться на двух уровнях
*может проводиться на трех уровнях
*может проводиться на четырех уровнях
2. Важным механизмом управления индивидуальным уровнем организационного поведения является …
*оценка результативности работника
*учет индивидуальных особенностей человека
*материальное и нематериальное стимулирование
* постановка цели или задачи профессиональной деятельности
3. Зона трудовой деятельности работника, оснащенная средствами и предметами труда, – это …
4. Научная дисциплина «Организационное поведение» …
*в большей степени разрабатывает и предоставляет теоретические подходы и концепции управления поведением людей и групп на макроуровне
*в большей степени разрабатывает и предоставляет прикладные подходы к управлению поведением людей и групп в организации
*разрабатывает практические и прикладные подходы к анализу причин поведения людей и групп
5. Организационное поведение и процесс управления персоналом организации должны рассматриваться на трех уровнях, в частности, уровень … – это коммуникативные процессы, социальные конфликты, пути оптимизации управленческих отношений, мотивация и контроль, а также работники как члены группы
* процессов
*организации
*управления
6. Организационное поведение и процесс управления персоналом организации должны рассматриваться на трех уровнях, в частности, уровень … – это структура качеств и способностей личности, значение для человека результатов его работы, особенно во взаимосвязи и по сравнению с работой других людей, а также человек и организация, организационное поведение
*персонала
*процессов
*организации
7. Организационное поведение как научная дисциплина сформировалась в …
*1920–30-х гг.
*1940–50-х гг.
*1960–70-х гг.
8. Основная цель дисциплины «Организационное поведение» – в том, чтобы …
*понять, научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им
*объяснить причины поступков индивидов в определенных условиях
*предвидеть поведение работников в будущем и овладеть навыками управления людьми
9. Основные моральные законы, которые признают все этические учения, – это …
10. Под … с точки зрения его влияния на процесс управления персоналом следует понимать поведение индивидов, групп, людей в организациях, ориентированных на получение знаний и опыта
*организационным поведением
*организационным управлением
*уровнем процессов
11. Принято выделять …, характеризующих любого индивида, его человеческую природу
*6 основных понятий
*12 основных понятий
*4 основных понятия
12. Процесс … – это согласованные действия всех работников организации и выполнение функций, свойственные кадровому потенциалу всей организации
13. Процесс формирования образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы, – это …
14. Расположите потребности от низшей к высшей, согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу:
1 физиологические потребности
2 потребности в безопасности
3 потребность в уважении
4 эстетические потребности
5 потребности в самоактуализации
15. С позиций … подхода организация представляет собой открытую систему, значимыми характеристиками которой являются ее взаимосвязь и взаимодействие с внешней средой и способность изменяться в соответствии с ее требованиями с целью продолжения функционирования и развития
16. Сложившиеся в рамках функционирования организации устойчивые связи и обычаи взаимодействия между участниками организационных процессов, между индивидами, группами, подразделениями, сторонними организациями, вовлеченными в организационные процессы, – это организационные …
17. Специалист, много лет проработавший в одном отделе, решил перевестись в другой, где видел возможность профессионального роста. Должность и зарплата, о которых он договорился с руководителем того отдела, предполагались на уровне прежних. Однако его нынешний начальник отказался завизировать заявление, прекрасно зная, что по установившемуся в организации порядку без его согласия специалист не может перейти в другое подразделение. Главным аргументом начальника был тот, что специалист при переходе «ничего не выигрывает». На слова подчиненного о возможности профессионального роста он никак не отреагировал. Работник понимает, что такой «заботой» руководитель лишь прикрывает желание не потерять нужного специалиста. Пришлось обращаться к вышестоящему руководству. Но и тому причина перехода показалась несерьезной, в ходатайстве было отказано. Новое обращение к непосредственному руководителю привело к разговору на повышенных тонах, взаимным оскорблениям. Через некоторое время специалист уволился. Каким подходом к организационному поведению пренебрег руководитель?
*Руководитель пренебрег системным подходом к организационному поведению.
*Руководитель пренебрег подходом к организационному поведению, ориентированным на человеческие ресурсы.
*Руководитель пренебрег подходом к организационному поведению, ориентированный на результат.
18. Трудовой ресурс, который руководство должно стремиться развивать для полной реализации его производительных способностей и потенциала, – это …
*сырье и материалов
*люди
*технологии
19. Установите соответствие понятий и их определений:
A. Внешняя организационная среда
B. Среда прямого воздействия
C. Организация
D. включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации или испытывают на себе прямое влияние ее действий
E. представляет собой форму устойчивого объединения людей, преследующих общие групповые цели и удовлетворяющих интересы и потребности, связанные с их коллективным существованием
F. включает в себя множество факторов разнообразного спектра воздействия на работу организации, учет которых в полном объеме зачастую является проблематичным
20. Установите хронологический порядок возникновения определений организационного поведения:
1 поведенческий подход к управлению
2 изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний
3 комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации – людей, групп, коллектива в целом, а также организаций в изменяющейся внешней среде
21. Человек, пришедший работать в организацию, берет на себя … за соблюдение множества ограничений своего поведения
22. … – это то, что мы есть на самом деле
*реальное «Я»
*имидж
*«Я»-образ
23. … – это то, что мы о себе думаем, и наше реальное знание о самом себе
* «Я»-образ
*имидж
*реальное «Я»
24. … отличается повышенной возбудимостью, его действия прерывисты
25. … психотип характеризуется огромной пробивной силой, направленной на достижение цели, вся его жизнь это путь к цели признанию; в конфликтах обычно выступает инициатором, активной стороной, обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен
26. Выйдя к доске, учащийся сильно волнуется. Взгляд его устремлен на потолок или в пол. Просьбу учителя смотреть на класс этот учащийся выполняет с трудом, при этом запинается еще сильнее. По прошествии некоторого времени он начинает говорить более твердо и правильно, однако тут же сбивается, если замечает, что кто-то из товарищей поднял руку. Определите темперамент этого учащегося.
*меланхолик
*флегматик
*сангвиник
27. К поведенческим чертам личности можно отнести …
*состояние здоровья
*властность
*внешность
28. Личность (в психологии) – это …
*человек на всех стадиях взросления
*индивид зрелого возраста, который занимается самосовершенствованием на постоянной основе
*набор психических и физических особенностей человека, который определяет его поступки и связь с социумом
29. Неверно, что к ролевым аспектам личности – трем «Я» психически нормального индивида – относится …
*самооценка
*реальное «Я»
*«Я»-образ
*имидж
30. Одним из наиболее значимых свойств личности является …, который обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения
31. Преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей, – это …
32. Признак коллектива, критерий его сформированности, определяющий степень его зрелости и нравственного здоровья, – это …
* морально-психологический климат
*мотивированность на работу
*сплоченность
33. Процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов – это …
*социальное взаимодействие
*коммуникация
*результативность
34. Процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов – это …
35. Расположите типы темперамента согласно описаниям, данным в элементах схемы ниже (слева направо):
1 холерик
2 сангвиник
3 меланхолик
36. Соответствие поведения внешнему стандарту, созданному организацией, обычно оцениваемое другими, – это …
37. Способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели – это …
* лидерство
*конфликтность
*полномочия
38. Тип темперамента, который быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, – это …
39. Установите правильный порядок этапов становления личности:
1 адаптация
2 индивидуализация
3 интеграция
40. Установите соответствие понятий и их характеристик:
A. Нормальная мотивация
B. Стимулирование
C. Принудительная мотивация
D. побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
E. воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ, стимулов, побуждающих работника к определенному поведению
F. воздействие, основывающееся на использовании власти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований
41. Установите соответствие типов темперамента и соответствующих им характеристик:
A. Холерик
B. Флегматик
C. Сангвиник
D. ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний
E. он характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими
F. его чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки
42. Факторы развития личности: …
*образование, возраст, наследственность
* воспитание, наследственность, среда
*темперамент, сфера деятельности, внешность
43. … устанавливается очень легко, если работники понимают общие цели и имеют единую систему вознаграждений
* Сотрудничество
*Управление
*Соперничество
44. Группа, формируемая для долговременного выполнения определенной функции, называется …
*постоянной группой
* функциональной группой
*производственной группой
*группой по интересам
45. Для изучения организационного поведения наиболее значимы …
*коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств
*вертикальные, горизонтальные и диагональные коммуникации
* межличностные коммуникации
46. Для участников … групп характерно желание оставаться в группе
47. Заинтересованность членов группы в ее существовании – это …
*успех
*сплоченность
*мотивация
48. Изменение поведения в результате реального или воображаемого давления на индивида со стороны окружения – это …
* подчинение
*мотивация
*контроль
49. К проявлению межгруппового конфликта относится …
*неопределенность позиций сторон
*усиление взаимодействия
* столкновение между различными группами
50. Конфликт возникает, когда ролевое поведение …
*соответствует ролевому ожиданию
*неопределенно
* явно противоречит ролевому ожиданию
51. Олег Скрябин и Всеволод Жулин вместе работают в компании «Продам. Куплю», которая входит в холдинг MEGASALES. Inc. около 4 лет. Оба пришли в компанию менеджерами по продажам – сначала Всеволод, а спустя год Олег. Спустя 2 года каждый из них возглавил свой отдел. А буквально через год освободилось место директора по продажам, и руководство компании приняло решение доверить это место Олегу, несмотря на то, что у него был меньший опыт работы в компании. Многие сотрудники не сомневались, что руководство отдаст должность директора Всеволоду, т.к. у него и опыта больше и именно он являлся неформальным лидером в коллективе. Но Джон Смит, президент холдинга MEGASALES. Inc., рассудил иначе и вместе с советом директоров назначил на столь ответственный пост Олега. Необходимо отметить, что сам Джон появлялся в компании не столь часто и, в первую очередь, принимая такое решение, ориентировался на результаты. А результаты как раз всегда были выше у Олега, и руководство не могло этого не отметить. Сотрудники организации подали групповое заявление о том, что хотят видеть на месте директора по продажам Всеволода. О чем говорит поведение сотрудников?
*О сговоре.
*О том, что Всеволод находится в сплоченной группе сотрудников.
*О недовольстве управлением организацией.
52. Определите соответствие видов групп (по К. Грею) и их характеристик:
A. Директивная группа
B. Целевая группа
C. Группа по интересам
D. Дружеская группа
E. характеризуется формальной организационной схемой и цепью команд (например, армия); между членами такой группы имеют место ранговые отношения
F. создается для определенного проекта или задания; члены такой группы имеют возможность общаться и сотрудничать
G. такая группа имеет цепь команд, общую задачу, которую понимают и разделяют все ее члены
H. такая группа функционирует на основании того, что ее члены хотят быть вместе, могут встречаться за работой или в группах разных типов, но в их деятельности нет мотиваций, кроме удовольствия от общения
53. Относительно обособленное объединение определенного количества людей, взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга и рассматривающих себя как часть единого целого – это …
54. Предмет конфликта – это …
* объективно существующая или воображаемая проблема, являющаяся причиной раздора между сторонами
*то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон
*препятствие в достижении целей
55. Процесс развития и разрешения противоречивости отношений и взаимодействий членов организации, выражаемый в различных формах конфронтации и борьбы, – это социальный …
56. Процесс, при котором поведение или характеристики одних людей воздействуют на поведение или характеристики других, – это …
57. Расположите в правильной последовательности стадии развития групп:
1 начальная стадия
2 бурление
3 наивысшая работоспособность
4 заключительная стадия
58. Расположите в хронологической последовательности этапы становления кадрового менеджмента:
1 доктрина научной организации труда
2 доктрина школы человеческих отношений
3 доктрина индивидуальной ответственности
4 доктрина командного менеджмента
59. Согласно теории …, люди объединяются в группы в силу пространственной или географической близости друг к другу, например, сотрудники, работающие в одном отделе, чьи рабочие места находятся в одном помещении (комнате), скорее создадут группу, чем если бы они располагались в разных комнатах
60. Согласно теории …, причиной возникновения группы является общность взглядов, установок и ценностей
61. Установите соответствие разновидностей подчинения и их характеристик:
A. Согласие
B. Сопричастность
C. Солидарность
D. присутствует, когда люди подчиняются, несмотря на свои собственные взгляды и предпочтения
E. присутствует, когда люди исполняют просьбы или приказы других, потому что они соответствуют их собственным взглядам и оценкам и воздействуют на них положительно
F. основано на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает предпринять какие-либо действия
62. Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, а в большей степени … их совместной деятельности
*мотивированностью
* результативностью
*активностью
63. Эффективность работы руководителя определяется …
* объединением людей с целью совместной работы
*объемом производства продукции
*развитием рыночных отношений
64. В числе основных принципов лидера – принцип … (укажите 2 варианта ответа)
* «персонал – главное достояние организации»
*оказания воздействия на последователей
* социальной ответственности лидера
*принятия управленческих решений
65. К недостаткам теории лидерских качеств относят то, что … (укажите 2 варианта ответа)
* перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным
*не выявлено связи лидерских качеств с повышением эффективности организации в целом или какой-то ее части
*не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего
*не анализируются ресурсы других людей в развитии лидерских качеств лидера
66. Лидерский стиль, который характеризуется незначительной директивностью и поддержкой работников и является лучшим для руководства высокозрелыми последователями, т.к. способствует развитию творческого подхода к работе, – это … стиль
*указывающий
*убеждающий
*участвующий
* делегирующий
67. Лучший лидерский стиль при умеренно высокой зрелости последователей, которые нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированными на выполнение работы, – это … стиль
*указывающий
*убеждающий
* участвующий
*делегирующий
68. Неверно, что лидерство – это …
*процесс, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации
* дополнение вклада лидера в общее дело
*способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей
*взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели
69. Неверно, что модель преобразующего лидерства предполагает …
*совершение важных социальных и организационных изменений
*приложение последователями больших усилий
*появление у последователей большей удовлетворенности
* ослабление групповой / организационной сплоченности
70. Неэтический харизматический лидер …
* требует беспрекословного выполнения своих приказаний, коммуникации в направлении от себя, использует власть в личных целях, пресекает критику в свой адрес и нечувствителен к нуждам последователей
*поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию, полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения общественных интересов
*использует власть в интересах других, извлекает уроки из критики, является сторонником открытой двусторонней коммуникации и имеет поддержку последователей
*стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
71. Приемами или техниками эффективного социального влияния являются: …
*задабривание, взаимообмен, личная просьба, построение коалиции, узаконивание
* рациональное убеждение, вдохновляющие призывы, консультации, задабривание, взаимообмен, личная просьба, построение коалиции, узаконивание, давление
*рациональное убеждение, вдохновляющие призывы, консультации, задабривание, построение коалиции, узаконивание, отклонение, давление
*рациональное убеждение, вдохновляющие призывы, консультации, задабривание, взаимообмен, узаконивание, игнорирование
72. Способность построить свою деятельность таким образом, чтобы получить полное доверие подчиненных, – это управление …
*знанием
*вниманием
* доверием
*собой
73. Способность так передать свои знания, чтобы они были поняты и приняты последователями, – это управление …
* знанием
*вниманием
*доверием
*собой
74. Способность так предвидеть сущность результата или исхода, цели или направления действий, чтобы это было привлекательно для последователей, – это управление …
*знанием
* вниманием
*доверием
*собой
75. Способность хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей, – управление это …
*знанием
*вниманием
*доверием
* собой
76. Стиль руководства, согласно установкам которого руководитель всегда ориентирован на собственные цели, критерии и интересы, единолично принимает решения, несет полную ответственность за свои действия и решения, активно использует методы административного и психологического воздействия на людей, – это … стиль руководства
*демократический
*либеральный
*авторитарный
77. Существует несколько подходов к определению понятия «лидерство». Какое из определений соответствует области научного знания – менеджмент?
*Лидерство – это реализация оптимальной, в некотором смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на достижение общегрупповых целей (К. В. Сельченок).
* Лидерство – это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели (Р. Л. Дафт).
*Лидерство – это взаимоотношение социальных субъектов и их целенаправленная деятельность по обеспечению главенствующего положения индивида в личностных отношениях в социуме, осуществляемая благодаря профессионализму и авторитету, наличию определенных морально-нравственных ценностей и ценностных ориентаций, сильному мотивационному механизму, постоянному воздействию на членов группы, признанию ими в качестве ведущего, ответственности перед ними и стремлению к достижению поставленных целей (И. В. Котляров).
78. Тип лидера, который анализирует причинно-следственные связи событий и реагирует на поведение последователей, – это …
*этический харизматический лидер
*лидер-реформатор (преобразующий лидер)
* атрибутивный лидер
*неэтический харизматический лидер
79. Тип лидера, который проявляет творчество и цель которого – не изменить других, а измениться самому в мире через развитие, – это …
*этический харизматический лидер
* лидер-реформатор (преобразующий лидер)
*атрибутивный лидер
*неэтический харизматический лидер
80. Уорен Беннис выделил 4 группы лидерских качеств: …
*управление знанием, управление мышлением, управление доверием, управление группой
*управление взаимодействием, управление вниманием, управление мотивацией, управление собой
* управление знанием, управление вниманием, управление доверием, управление собой
*управление знанием, управление вниманием, управление мотивацией, управление конфликтами
81. Элементами лидерства являются: …
*цель, общие цели, влияние, группа, личная ответственность и честность, изменения
*цель, общие цели, влияние, группа, избегание личной ответственности, изменения влияние, группа, личная ответственность и честность, изменения
*цель, общие цели, влияние, личная ответственность и честность, изменения
82. Эффективные лидеры … эффективными руководителями
*всегда являются
*не всегда являются
*никогда не являются
83. … – это единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и негенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.)
* Индивид
*Человек
*Лидер
84. … – это лицо, работающее по трудовому договору (контракту), подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку организации, имеющее права
85. … – это совокупность высших духовных свойств (жертвенность, подвижничество, альтруизм) человека, проявляющаяся как общечеловеческое бытие человека в том, что характеризует его как члена человеческой общности в деятельности для других людей; это человеческое в человеке
86. … – это совокупность характеристик человека как распорядителя собственных душевных сил, собственных способностей и как активного пользователя разновидностей социальной среды, выражающаяся в социально-энергетических свойствах человека
87. … мир – это субъективный мир, единственный мир, действительно доступный воспринимающему его человеку
88. … обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей), совокупность социально-психологических свойств человека, выражающих то, что объединяет человека с обществом и характеризует его как члена макросоциума, т. е. его социальное бытие
89. Власть через разумную веру в руководителя – это … власть
90. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор, – это …
* идеалы
*детерминанты
* ценности
91. Лидер, который задает тон в решении групповых проблем, – это …
*лидер-эрудит
*лидер-организатор
* лидер-инициатор
92. Лидер, который служит моральным и нравственным примером для остальных членов группы, – это …
*лидер-эрудит
*лидер-мастер
* лидер – «совесть группы»
93. Неэтический харизматический лидер …
*стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
*использует власть только в общих целях
* использует власть только в личных целях
94. Поступок или поведение в целом, служащее образцом для подражания, – это …
* пример
*наказание
*закон
95. Смирнов К.Л. – демократический лидер, поэтому все решения в коллективе принимаются совместно, учитывается мнение всех сотрудников, и их выполнение контролируется членами коллектива, а не только руководителем. Демократический стиль дает возможность принимать во внимание потребности и желания сотрудников, а также их личные качества и интересы. Кравцов В.А. – авторитарный лидер, все решения он принимает самостоятельно и сам же контролирует их выполнение. При авторитарном стиле руководства руководителя не интересуют личности его подчиненных. Кравцов, в отличии от Смирнова, не пытается разобраться в спорных ситуациях и разрешить конфликты, а просто пресекает их на корню. Кто является более эффективным менеджером? Ответ обоснуйте, используя известные теории лидерства?
* Смирнов К.Л. является более эффективным лидером, потому что используемые им методы обеспечивают благоприятную атмосферу в коллективе и высокую удовлетворенность сотрудников, что является главными факторами эффективности лидера по теории взаимоотношений.
*Кравцов В.А. является более эффективным лидером, потому что используемые им методы обеспечивают быстрое пресечение конфликтов в коллективе и высокий контроль сотрудников, что является главными факторами эффективности лидера по теории взаимоотношений.
*Кравцов В.А. является более эффективным лидером, потому что умеет добиться активного участия всех членов группы в совместной целенаправленной деятельности и общего вклада в принятие всех важных для группы решений, что является главными факторами эффективности лидера по теории командной работы.
96. Такая разновидность псевдоавторитета, как авторитет …, строится он на тщеславии и высокомерии руководителя, на прошлых заслугах
* чванства
*резонерства
*подавления
*чванства
97. Тип лидеров, которые стремятся разрабатывать собственную теоретическую концепцию, собственное видение развития группы, воздействуют на последователей силой интеллекта, – …
* теоретики
*агитаторы
*консерваторы
98. Убеждение последователей о власти лидера, присутствующее в их сознании, – это …
*относительность
* легитимность
*самоактуализация
99. Установите соответствие разновидностей псевдоавторитета и их характеристик:
A.Авторитет расстояния
B.Авторитет доброты
C.Авторитет резонерства
D.ложное понимание сущности внимательного отношения к подчиненным
E. руководитель считает, что скучные поучения и бесконечные назидания усилят его влияние на людей
F. руководитель считает, что чем больше дистанция между ним и подчиненными, тем сильнее его влияние на них
100. Установите соответствие разновидностей псевдоавторитета и их характеристик:
A. Авторитет подкупа
B. Авторитет подавления
C. Авторитет педантизма
D. отношения строятся по принципу «ты мне – я тебе»; деловые отношения превращаются в личные, принимают форму личной преданности
E. к достижению такого авторитета обычно стремятся руководители с низким культурным уровнем, главным оружием которых являются угрозы применения власти в целях насаждения перманентного страха
F. склонность руководителя к мелочной опеке, к жесткой регламентации деталей работы исполнителей, не имеющих отношения к делу
101. Установите хронологический порядок процесса коммуникации:
1 формирование идеи
2 кодирование информации
3 выбор канала связи
4 декодирование информации
5 интерпретация сообщения
6 отправка подтверждения
102. Установите хронологический порядок этапов развития лидерства:
1 лидер для себя
2 лидер для других
3 лидер для команды
4 лидер для организаций
5 лидер для лидеров
6 лидер мирового уровня
103. Функция потребностей, которая обеспечивает собственно реализацию намерения совершать деятельность, искать предмет для удовлетворения потребности, – это … функция
* побуждающая
*сигнальная
*факельная
104. … организации как места работы предполагает создание атмосферы взаимного доверия между менеджментом и персоналом, обеспечение хороших условий труда, предоставление социальных пакетов, обеспечение развития работников, повышение интеллектуализации труда и др.
105. … организации отражает устойчивое мнение заинтересованных групп о качествах, достоинствах или недостатках организации в определенном сегменте рынка
106. Внешняя среда характеризуется …
*занятостью
*определенностью
* неопределенностью
107. Жизненный цикл организации теснейшим образом связан с жизненным циклом … – временным интервалом, включающим несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени
108. Задача организационной (корпоративной) … – создание в организации «команды», формирование единого комплексного стиля в действиях всех ее сотрудников
109. Изменения внешней среды … на деятельность компании
* сильно воздействуют
*не воздействуют
*оказывают некоторое влияние
110. Каждая организация, являясь … системой, зависит от внешней среды
111. Лидер на этапе юности организации должен начинать …
*увеличивать прибыльность компании
*укреплять свою власть, взяв на себя больше функции
* строить планы на будущее
112. Механистический тип организации характеризуется … (укажите 2 варианта ответа)
* консервативной, негибкой структурой
*небольшим количеством уровней иерархии
*властью, базирующейся на знании и опыте
* властью, базирующейся на знании и опыте
*наличием формальных правил и процедур
*разнообразием коммуникаций
113. На этапе выработки … организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг, а ее руководители выявляют новые возможности развития
114. Органический тип организации характеризуется … (укажите 2 варианта ответа)
* гибкостью и адаптивностью к внешней среде
* слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур
*централизованным принятием решений
*иерархической системой контроля
115. Положительная … организации рассматривается как надбавка к цене, которую покупатель выплачивает в ожидании будущих выгод
116. Руководителем общества с ограниченной ответственностью «РК» является генеральный директор. Организация производит холодильники, компьютеры и пылесосы. Деятельность по производству каждого товара обеспечивают функциональные отделы (бухгалтерия, отдел снабжения, отдел производства, отдел продаж), которые подчиняются непосредственно руководителю каждого направления. Кроме того, в организации существует ряд функциональных служб, которые контролируют работу каждого направления деятельности компании, а также отвечают за эффективную работу организации, осуществляя такие функции, как планирование, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление инновациями. Определите тип структуры организации.
* Функциональная структура.
*Линейная структура.
*Дивизионная структура.
117. Управление … – это структурный подход к переводу индивидов, команд и организаций из текущего состояния в желаемое будущее состояние
118. Установите правильную последовательность этапов формирования организационной культуры:
1 выбор миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей (приоритетов, принципов, подходов, норм и желательных образцов поведения)
2 изучение сложившейся организационной культуры выявление позитивных и негативных ценностей
3 разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения
4 целенаправленные воздействия на организационную культуру с целью изжить негативные ценности и развить установки, способствующие реализации разработанной стратегии
5 оценка успешности воздействий на организационную культуру и внесение необходимых коррективов
119. Установите соответствие этапов жизненного цикла организации и соответствующих стратегий:
A.Выхаживание
B.Младенчество
C.«Давай-давай»
D.Юность
E.Бюрократизация
F. наладить порядок внутри компании
G.производить «звездный» продукт или услугу
H.обеспечить постоянное увеличение рыночной доли
I.активизировать скрытые ресурсы компании
J. выражать приверженность идее и готовность идти на жертвы
120. Установите хронологический порядок этапов жизненного цикла организации:
1 выхаживание
2 младенчество
3 «давай-давай»
4 юность
5 расцвет
6 стабильность
7 аристократизация
8 ранняя бюрократизация
9 бюрократизация
10 умирание
121. Факторы и условия окружающей среды, влияющие на функционирование организации и требующие ее соответствующего реагирования, – это … организации
* внешняя среда
*внутренняя среда
*структура
*руководство
122. Этап жизненного цикла организации, на котором приоритетом компании является расширение доли рынка, – …
*аристократизация
* «давай-давай»
*стабильность
123. Этап жизненного цикла организации, на котором структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры, упор делается на эффективность инноваций и стабильность, – это этап …
*предпринимательства
*коллективности
* формализации и управления
*выработки структуры
124. Этап жизненного цикла организации, целью которого является достижение точки безубыточности, – это …
*умирание
* младенчество
*юность
125. … – это уровень и качество фактического, состоявшегося приспособления индивидуума к внешним условиям жизнедеятельности
126. … маркетинг – это маркетинг, основанный на поведении потребителей и человеческой психологии, для воздействия на принимаемые ими экономические решения
127. Адаптация персонала – это …
* приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда
*взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости сотрудника в новых условиях
*приспособление организации к изменяющимся внешним условиям
128. Балансировка организационного поведения осуществляется в диапазоне «…»
* конфронтация – сотрудничество
*привычка – навык
*стимул – реакция
129. В отдел персонала пришла новая сотрудница Ирина М. Руководитель отдела познакомила ее с коллегами, провела экскурсию по офису, показала, где можно взять образцы документов, поставила задачи на неделю. Через какое-то время девушка обратилась за помощью к сотруднице отдела Юлии Д., которая подробно объяснила ей все нюансы. Через несколько часов Ирина опять спросила про то, о чем Юлия уже ей подробно рассказывала. Но несмотря на это Юлия спокойно повторила все сказанное, еще раз объяснила, где взять нужные документы. Через несколько дней просьбы пояснить что-либо повторились, а потом дошло до того, что Ирина стала дергать Юлию по любому самому незначительному вопросу. Однажды Юлия не выдержала и нагрубила новой сотруднице, а Ирина пожаловалась на нее руководителю, что та не помогает ей адаптироваться. Как должен поступить в такой ситуации руководитель?
* Руководитель должен погасить конфликт, выслушав обеих сотрудниц. В компании должен быть регламент адаптации сотрудников. Необходимо его разработать и ознакомить сотрудников. Новому сотруднику нужно объяснить необходимость самостоятельного выполнения работы. Все вопросы сотрудник должен задавать руководителю.
*Руководитель должен опекать новичка, контролировать его действия и защищать от критики других сотрудников. Он должен поговорить с Юлией Д. и объяснить ей, что нельзя повышать голос и раздражаться на новых сотрудников. Ведь все когда-то были в этой роли.
*Руководитель не должен не вмешиваться в процесс адаптации новой сотрудницы, чтобы новички сами решали свои проблемы. В данной ситуации руководителю нужно объяснить Ирине М., что не следует постоянно отвлекать других сотрудников своими расспросами. Новой сотруднице надо стараться разобраться во всем самостоятельно.
130. Ключевым элементом адаптации персонала в организации является …
*знакомство с предприятием
* знакомство непосредственно с рабочим местом
*снижение конфликтности
131. Механизм управления профессиональной ориентацией и адаптацией осуществляется через
* формирование и развитие системы органов управления различного уровня
*сокращение текучести рабочей силы
*формирование и развитие технической системы
132. Организационное поведение рассматривается на трех взаимосвязанных уровнях – …
*менеджмента, теории организации и управления персоналом
* поведения индивида, групп и организации
*психики, сознания и эмоций
133. Подход к управлению, целью которого является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей к построению и управлению фирмой, – это … подход
*руководящий
* поведенческий
*управленческий
134. Приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом – это …
135. Процесс адаптации личности к окружающей среде, усвоения ею существующих принципов и норм поведения, изменения индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным – это …
136. Процесс адаптации личности к окружающей среде, усвоения тех принципов и норм поведения, которые существуют, изменения индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным – это …
* социализация
*адаптированность
*организационная культура
137. Процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов – это социальное …
* взаимодействие
*поведение
*решение
138. Процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями – это … адаптация
139. Процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие – это … адаптация
140. Результативность организационного поведения выражается в степени достижения общей …
141. Сглаживание противоречия между оппонентами с участием третьей стороны (посредника) называется …
*переговорами
* урегулированием конфликта
*превенцией
142. Установите соответствие разновидностей адаптации и их характеристик:
A.Регрессивная адаптация
B.Прогрессивная адаптация
C.Биологическая адаптация
D.Физиологическая адаптация
E. проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности
F. представляет собой процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие
G. характеризуется достижением всех функций и целей полной адаптации; в ходе ее реализации достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой
H. представляет собой процесс приспособления организма и всех его систем жизнедеятельности к измененным условиям внешней среды
143. Установите хронологический порядок этапов адаптации сотрудника в организации:
1 стадия ознакомления
2 стадия приспособления
3 ассимиляция
144. Установите хронологический порядок этапов конфликта:
1 предконфликтная ситуация
2 стадия открытого конфликта
3 послеконфликтная стадия
145. Ученые выделяют следующие виды адаптации: …
*первичная, вторичная, функциональная
*профессиональная, психофизическая, социально-психологическая
*экономическая, социальная, политическая
146. … – это совокупность ценностей, традиций, норм, верований, обычаев, воплощенных в разных аспектах деятельности организации, которые делают организацию уникальной
147. … компания – это многонациональная организация, имеющая предприятия в различных странах, причем каждое из них остается относительно самостоятельным
148. … факторы характеризуют различия в трудовой этике работников разных стран, отношение в организации к женщинам, социальным группам и меньшинствам, что оказывает существенное влияние на нормы поведения и взаимоотношения между сотрудниками компании
149. В компании Levi Strauss & Co с введением руководителем компании новых норм и правил повысился интерес к профессиональным и командным качествам каждого сотрудника. Исходя из этого, в компании Levi Strauss & Co образовалась формализованная (или, как часто ее называют, административная) культура управления. Эта культура характеризуется высоким уровнем формализации и регламентации, нормами, правилами, процедурами. Отличительная особенность такой культуры в том, что все права и обязанности сотрудников четко формализованы; при подборе работников учитываются не столько их профессиональные способности, сколько степень их соответствия конкретным должностным инструкциям, способность добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. В чем проявляется данная организационная культура компании?
* Формализованная организационная культура проявляется в том, насколько сотрудники дисциплинированы и следуют правилам организации.
*Формализованная организационная культура проявляется в том, насколько сотрудники чувствуют свою принадлежность к ценностям организации, связывают свои успехи с успехами организации, эмоционально и когнитивно включены в успех общего дела.
*Формализованная организационная культура проявляется в том, что сотрудники нацелены на профессиональный рост и личностное развитие и рассматривают работу в компании как средство для достижения своих личных и профессиональных целей.
150. Диагностика организационной культуры возможна при использовании такого метода, как …
*интервью
*анкетный опрос
*экспертный опрос
151. Для … культуры характерна изменчивость решений в зависимости от ситуации, большая степень неопределенности в деловых отношениях
152. К основным положениям, на которых базируется современная деловая этика, относится …
*влияние деловой этики на усиление корпоративного духа
*повышение характеристик этичности сотрудников организации
* создание материальных ценностей во всем многообразии форм
153. К свойствам организационной культуры относят … (укажите 2 варианта ответа)
* всеобщность
*формальность
*устойчивость
154. Наибольшее воздействие на культуру организации оказывает …
*степень риска, связанного с деятельностью организации
* социальное и деловое окружение, в котором она функционирует
*быстрота принятия решений
155. Один из общих методов исследования организационной культуры – …
*культурологический метод
*анализ
* социологический метод
156. Основой поведенческого маркетинга является …, которая определяет поведение сотрудников и всей компании в целом
157. Оценка организационной культуры возможна на основе … компании
*миссии развития
*ценностей
*клиентов
158. При диагностике организационной культуры изучается ориентация компании на …
*клиентов
*саму себя
*технологии
159. При диагностике организационной культуры учитывается …
*мнение сотрудников
*только мнение руководителей
*только мнение клиентов
160. Совокупность ценностей, установок, убеждений и норм, принятых в стране и разделяемых большинством ее жителей, – это …
161. Установите правильную последовательность этапов изменения организационной культуры:
1 выяснение причин необходимости глубокого изменения организационной культуры
2 анализ существующей (актуальной) организационной культуры
3 разработка программы мероприятий по изменению культуры, планирование конкретных сроков их осуществления
162. Установите правильную последовательность этапов развития организационной культуры:
1 возникновение организационной культуры
2 поддержание организационной культуры
3 развитие организационной культуры
163. Установите соответствие свойств организационной культуры и их характеристик:
A. Всеобщность
B. Неформальность
C. Устойчивость
D. все акты, нормативы и приказы придерживаются норм организационной культуры
E. часто многие элементы, составляющие организационную культуру в целом, не закрепляются документально
F. данное свойство организационной культуры обеспечивается с помощью традиций, ритуалов
164. Установите соответствие трех уровней организационной культуры (по Э. Шейну) и их характеристик:
A. Ценности
B. Артефакты
C. Базовые представления и установки
D. второй уровень классификации; в него входят стратегия, миссия, цели, философия организации
E. высший уровень классификации; в него входят язык, технология и продукция, стиль одежды, интерьеров, эмоциональной атмосферы, ритуалы и церемонии
F. низший уровень классификации; в него входят убеждения, мысли, чувства работников
165. Установите соответствие элементов организационной культуры, общих для всех организаций, и их характеристик:
A. Ценности
B. Обряды
C. Ритуалы
D. эмоционально значимые для работников процессы, предметы, явления, которые становятся образцами для поведения, ориентирами
E. повторяющиеся мероприятия со строгим сценарием, проводятся в определенное время и по специальным поводам
F. специальные мероприятия, оказывающие психологическое воздействие на работников
166. Учитывать принципы этики в управлении персоналом необходимо при:
*отборе персонала
*взыскании с персонала штрафа
* мотивации персонала
167. … выступают как критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор
168. … среда организации– это факторы и условия окружающей среды, влияющие на функционирование организации и требующие ее соответствующего реагирования
169. … устанавливается очень легко, если работники понимают общие цели и имеют единую систему вознаграждений
170. … харизматический лидер использует власть только в личных целях
171. Активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность организации с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо факт, – это …
*диалог
*эксперимент
*удовлетворение потребностей
172. Более высокая оплата труда, сокращенный рабочий день, приоритетное предоставление отпусков – это дополнительные …
*цели
* стимулы
*издержки
173. Власть, которая основывается на возможностях морального вознаграждения, – это власть …
* убеждения
*принуждения
*мотивации
174. Воздействие словом и делом на личность, ее внутренние установки с целью формирования разумных потребностей и осознанной актуализации мотивов – это …
*убеждение
* мотивирование
*принуждение
175. Восприятие самого себя, которое исследователи называют «самосхемой», – это …
* самоидентификация
*самопознание
*самооценка
176. Главное внимание не лидеру, а подчиненным уделяет ситуационная теория …
*Э. Мэйо
* Херси и Блэнхарда
*А. Маслоу
177. Готовность работников вести себя в ситуациях делового общения с клиентом на основе имиджевых регуляторов поведения исходя из миссии фирмы – это …
* культура делового общения
*мотивация
*гуманизм
178. Если подчиненные не способны, но хотят работать, необходим … стиль лидерства
* участвующий
*авторитарный
*уговаривающий
179. Если подчиненные способны, но не хотят работать, необходим … стиль лидерства
*авторитарный
* уговаривающий
*участвующий
180. Заинтересованность членов группы в ее существовании – это …
181. Замкнутая организационная система, которая, ограничиваясь подходом к управлению как универсальному процессу А. Файоля, научным менеджментом Ф. Тейлора и бюрократией М. Вебера, фактически игнорирует воздействие окружающей среды, – это … организация
*традиционная
*смешанная
*авторитарная
182. Изменение поведения в результате реального или воображаемого давления на индивида со стороны окружения – это …
183. Информирование «снизу вверх», от подчиненных к руководителю – это коммуникация
* восходящая
*нисходящая
*горизонтальная
184. Каждому руководителю фирмы приходится принимать решения при выборе надежных внешних партнеров, при защите интересов предприятия, выполняя роль …
*лидера
* посредника
*авторитета
185. Каналы передачи сообщения, которые устанавливаются руководством организации, в которой проходит процесс коммуникации, – это … каналы
* формальные
*смешанные
*неформальные
186. Конечные результаты руководства предприятием при решении возникающих проблем определяются …
* тактикой
*силой позиции
*соперничеством
187. Конкуренция, открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции – это …
*лидерство
* соперничество
*тактика
188. Лидер, который служит моральным и нравственным примером для остальных членов группы, – это лидер – «… группы»
189. Лидерство, которое возникает вне официальной организационной структуры, – это … лидерство
* неформальное
*поддерживающее
*харизматичное
190. Метод, который позволяет произвести предварительную работу по выделению интересующих нас культурных феноменов и проблем, – это метод …
191. Методы, позволяющие обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей, – это методы …
192. Методы, позволяющие побуждать субъектов к деятельности, – это методы …
193. Набор психических и физических особенностей человека, который определяет его поступки и связь с социумом, – это …
194. Научно обоснованное суждение о возможных состояниях изучаемого объекта в перспективе – это …
*исследование
* прогнозирование
*мотивирование
195. Неверно, что к факторам развития личности относится …
*воспитание
* темперамент
*наследственность
196. Общественное признание, влияние на подчиненных в силу определенных качеств и заслуг – это …
* авторитет
*лидерство
*компетентность
197. Определите соответствие видов групп (по К. Грею) и их характеристик:
A. Директивная группа
B. Целевая группа
C. Группа по интересам
D. Дружеская группа
E. характеризуется формальной организационной схемой и цепью команд (например, армия); между членами такой группы имеют место ранговые отношения
F. создается для определенного проекта или задания; члены такой группы имеют возможность общаться и сотрудничать
G. такая группа имеет цепь команд, общую задачу, которую понимают и разделяют все ее члены
H. такая группа функционирует на основании того, что ее члены хотят быть вместе, могут встречаться за работой или в группах разных типов, но в их деятельности нет мотиваций, кроме удовольствия от общения
198. Организационное поведение и процесс управления персоналом организации должны рассматриваться на трех уровнях, в частности, уровень … – это структура качеств и способностей личности, значение для человека результатов его работы, особенно во взаимосвязи и по сравнению с работой других людей, а также человек и организация, организационное поведение
199. Организационное поведение и процесс управления персоналом организации должны рассматриваться на трех уровнях, в частности, уровень … включает коммуникативные процессы, социальные конфликты, пути оптимизации управленческих отношений, мотивация и контроль, работники как члены группы
200. Под … поведением с точки зрения его влияния на процесс управления персоналом следует понимать поведение индивидов, групп, людей в организациях, ориентированных на получение знаний и опыта
201. Признак коллектива, критерий его сформированности, определяющий степень его зрелости и нравственного здоровья, – это морально-психологический …
202. Приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда – это … персонала
203. Процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов – это социальное …
204. Процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов — это социальное …
205. Расположите в правильной последовательности стадии развития групп:
1 начальная стадия
2 бурление
3 наивысшая работоспособность
4 заключительная стадия
206. Расположите в хронологической последовательности этапы становления кадрового менеджмента:
1 доктрина научной организации труда
2 доктрина школы человеческих отношений
3 доктрина индивидуальной ответственности
4 доктрина командного менеджмента
207. Расположите потребности от низшей к высшей согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу:
1 физиологические потребности
2 потребности в безопасности
3 потребность в уважении
4 эстетические потребности
5 потребности в самоактуализации
208. Расположите типы темперамента согласно описаниям, данным в элементах схемы ниже (слева направо):
1 холерик
2 сангвиник
3 меланхолик
209. Сглаживание противоречия между оппонентами с участием третьей стороны (посредника) называется … конфликта
210. Создание в организации «команды», формирование единого комплексного стиля в действиях всех ее сотрудников – это … организационной культуры
211. Соотношение достигнутых результатов и фактических затрат характеризуется таким критерием, как …
* производительность труда
*прибыльность
*экономичность
212. Традиционные организации, которые не способны быстро отреагировать на изменение внешних условий и очень долго перестраиваются, – это … организационные системы
* замкнутые
*открытые
*смешанные
213. Установите правильную последовательность этапов изменения организационной культуры:
1 выяснение причин необходимости глубокого изменения организационной культуры
2 анализ существующей (актуальной) организационной культуры
3 разработка программы мероприятий по изменению культуры, планирование конкретных сроков их осуществления
214. Установите правильную последовательность этапов развития организационной культуры:
1 возникновение организационной культуры
2 поддержание организационной культуры
3 развитие организационной культуры
215. Установите правильную последовательность этапов формирования организационной культуры:
1 выбор миссии организации, определение стратегии, основных целей и ценностей (приоритетов, принципов, подходов, норм и желательных образцов поведения)
2 изучение сложившейся организационной культуры выявление позитивных и негативных ценностей
3 разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения
4 целенаправленные воздействия на организационную культуру с целью изжить негативные ценности и развить установки, способствующие реализации разработанной стратегии
5 оценка успешности воздействий на организационную культуру и внесение необходимых коррективов
216. Установите правильный порядок этапов становления личности:
1 адаптация
2 индивидуализация
3 интеграция
217. Установите соответствие основных понятий, характеризующих любого индивида, и их характеристик:
A. Индивидуальные особенности
B. Целостность личности
C. Стремление к соучастию
D. со дня своего рождения каждый человек уникален, а приобретаемый индивидуальный опыт делает людей еще более отличающимися друг от друга
E. профессиональное мастерство не существует без опыта и знаний, личная жизнь человека не может быть полностью отделена от процесса труда, моральные условия неотделимы от физических
F. многие сотрудники активно стремятся, используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте
218. Установите соответствие понятий и их характеристик:
A.Внешняя организационная среда
B.Среда прямого воздействия
C.Организация
D. включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации или испытывают на себе прямое влияние ее действий
E.представляет собой форму устойчивого объединения людей, преследующих общие групповые цели и удовлетворяющих интересы и потребности, связанные с их коллективным существованием
F. включает в себя множество факторов разнообразного спектра воздействия на работу организации, учет которых в полном объеме зачастую является проблематичным
219. Установите соответствие понятий и их характеристик:
A. Нормальная мотивация
B. Стимулирование
C. Принудительная мотивация
D. побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.
E. воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ, стимулов, побуждающих работника к определенному поведению
F. воздействие, основывающееся на использовании власти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований
220. Установите соответствие разновидностей адаптации и их характеристик:
A.Регрессивная адаптация
B.Прогрессивная адаптация
C.Биологическая адаптация
D.Физиологическая адаптация
E. проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности
F. представляет собой процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие
G. характеризуется достижением всех функций и целей полной адаптации; в ходе ее реализации достигается единство интересов, целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой
H. представляет собой процесс приспособления организма и всех его систем жизнедеятельности к измененным условиям внешней среды
221. Установите соответствие разновидностей адаптации и их характеристик:
A. Биологическая адаптация
B. Физиологическая адаптация
C. Психологическая адаптация
D. процесс приспособления организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие
E. процесс приспособления организма и всех его систем жизнедеятельности к измененным условиям внешней среды
F. процесс включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений
222. Установите соответствие разновидностей подчинения и их характеристик:
A. Согласие
B. Сопричастность
C. Солидарность
D. присутствует, когда люди подчиняются, несмотря на свои собственные взгляды и предпочтения
E. присутствует, когда люди исполняют просьбы или приказы других, потому что они соответствуют их собственным взглядам и оценкам и воздействуют на них положительно
F. основано на уважении или одобрении по отношению к тем, кто предлагает предпринять какие-либо действия
223. Установите соответствие разновидностей псевдоавторитета и их характеристик:
A.Авторитет расстояния
B.Авторитет доброты
C.Авторитет резонерства
D. ложное понимание сущности внимательного отношения к подчиненным
E. руководитель считает, что скучные поучения и бесконечные назидания усилят его влияние на людей
F. руководитель считает, что чем больше дистанция между ним и подчиненными, тем сильнее его влияние на них
224. Установите соответствие разновидностей псевдоавторитета и их характеристик:
A. Авторитет подкупа
B. Авторитет подавления
C. Авторитет педантизма
D. отношения строятся по принципу «ты мне – я тебе»; деловые отношения превращаются в личные, принимают форму личной преданности
E. к достижению такого авторитета обычно стремятся руководители с низким культурным уровнем, главным оружием которых являются угрозы применения власти в целях насаждения перманентного страха
F. склонность руководителя к мелочной опеке, к жесткой регламентации деталей работы исполнителей, не имеющих отношения к делу
225. Установите соответствие свойств организационной культуры и их характеристик:
A. Всеобщность
B. Неформальность
C. Устойчивость
D. все акты, нормативы и приказы придерживаются норм организационной культуры
E. часто многие элементы, составляющие организационную культуру в целом, не закрепляются документально
F. данное свойство организационной культуры обеспечивается с помощью традиций, ритуалов
226. Установите соответствие типов темперамента и соответствующих им характеристик:
A. Холерик
B. Флегматик
C. Сангвиник
D. ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний
E. он характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими
F. его чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки
227. Установите соответствие элементов организационной культуры, общих для всех организаций, и их характеристик:
A. Ценности
B. Обряды
C. Ритуалы
D. эмоционально значимые для работников процессы, предметы, явления, которые становятся образцами для поведения, ориентирами
E. повторяющиеся мероприятия со строгим сценарием, проводятся в определенное время и по специальным поводам
F. специальные мероприятия, оказывающие психологическое воздействие на работников
228. Установите соответствие этапов жизненного цикла организации и соответствующих стратегий:
A. Выхаживание
B. Младенчество
C. «Давай-давай»
D. Юность
E. Бюрократизация
F. выражать приверженность идее и готовность идти на жертвы
G. производить «звездный» продукт или услугу
H. наладить порядок внутри компании
I. обеспечить постоянное увеличение рыночной доли
J. активизировать скрытые ресурсы компании
229. Установите соответствие этапов, выделяемых при делении жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки, и характеристик этих этапов:
A. Этап предпринимательства
B. Этап формализации и управления
C. Этап выработки структуры
D. организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции
E. структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры; упор делается на эффективность инноваций и стабильность
F. организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг; руководители выявляют новые возможности развития
230. Установите хронологический порядок возникновения определений организационного поведения:
1 поведенческий подход к управлению
2 изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний
3 комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации – людей, групп, коллектива в целом, а также организаций в изменяющейся внешней среде
231. Установите хронологический порядок процесса коммуникации:
1 формирование идеи
2 кодирование информации
3 выбор канала связи
4 декодирование информации
5 интерпретация сообщения
6 отправка подтверждения
232. Установите хронологический порядок этапов адаптации сотрудника в организации:
1 стадия ознакомления
2 стадия приспособления
3 ассимиляция
233. Установите хронологический порядок этапов жизненного цикла организации:
1 выхаживание
2 младенчество
3 «давай-давай»
4 юность
5 расцвет
6 стабильность
7 аристократизация
8 ранняя бюрократизация
9 бюрократизация
10 умирание
234. Установите хронологический порядок этапов конфликта:
1 предконфликтная ситуация
2 стадия открытого конфликта
3 послеконфликтная стадия
235. Установите хронологический порядок этапов развития лидерства:
1 лидер для себя
2 лидер для других
3 лидер для команды
4 лидер для организаций
5 лидер для лидеров
6 лидер мирового уровня
236. Этап жизненного цикла организации, на которой приоритетом компании является расширение доли рынка, – …
*юность
* «давай-давай»
*умирание
237. В отделе региональных продаж появился новый руководитель. Опытный специалист, проработавший на этом рынке пять лет, он не смог найти контакт с пятью работниками, подчиненными ему по статусу. Шесть месяцев новый руководитель навязывал им те нормы поведения, которые были необходимы для перестройки работы во имя общей цели всей организации, а они привыкли работать по своим, удобным им нормам. Каким, с точки зрения директора фирмы, может быть правильное решение?
*Уволить сотрудников, которые не хотят работать по новым правилам.
*Предоставить возможность каждому специалисту самостоятельно разобраться в новой ситуации.
* Создать параллельный отдел, назначить этого менеджера его руководителем и предоставить ему возможность подыскать себе сотрудников.
238. Вы являетесь HR-менеджером средней компании и решили провести анализ персонала на предмет идентификации наиболее проблемных сотрудников, которые могут создавать негативную атмосферу в коллективе и наносить ущерб деловой репутации компании. Какой подход предпочтительно использовать для определения таких сотрудников?
*Предпочтительно использовать подход «личностный». Этот подход включает оценку личностных характеристик сотрудников и их соответствие социально-психологическим критериям. Следует проводить анализ характеристик каждого сотрудника, идентифицировать особенности личности, которые могут нанести вред деловой репутации компании, такие как агрессия, неуважение, неэтичное поведение и другие.
*Предпочтительно использовать подход «функциональный». Этот подход включает оценку работы каждого сотрудника и его квалификацию. Следует обратить внимание на качество работы каждого сотрудника, исправление ошибок и уделять внимание тем сотрудникам, чья работа имеет большее количество ошибок. Такие проблемы могут нанести вред деловой репутации компании, и стоит уделить им особое внимание.
* Предпочтительно использовать подход «комплексный». Этот подход включает оценку личности и работы каждого сотрудника в комплексе. Следует проводить оценку личностных характеристик и работы каждого работника, определяя те, которые наиболее уязвимы и могут негативно влиять на деловую репутацию компании. Также следует рассматривать проблемы в контексте организационной культуры и других факторов, которые могут сказаться на работе сотрудников и связанных с ними проблемах.
239. Вы являетесь генеральным директором компании, которая занимается разработкой технологических продуктов, и вы хотите сформировать эффективную организационную культуру, которая позволит обеспечить целостность и успех предприятия. Какой подход предпочтительно использовать при формировании организационной культуры?
*Предпочтительно использовать подход «контролирующий». Этот подход предполагает установление жестких правил и контроля за их выполнением, а также продвижение и последующее внедрение новых правил, направленных на улучшение работы компании в целом. Следует установить жесткие требования по выполнению стандартов работ и процессов, следить за их соблюдением, а также разрабатывать новые правила для улучшения производительности компании в целом.
*Предпочтительно использовать подход «коллективный». Этот подход предполагает активное привлечение своих сотрудников к формированию организационной культуры. Следует проводить мероприятия, направленные на сотрудничество членов команды, для выработки общего видения организации и стимулировать участие сотрудников в разработке и реализации новых стратегий компании, а также проверять выполнение членами коллектива сформулированных принципов организационной культуры.
* Предпочтительно использовать подход «инновационный». Этот подход предполагает создание условий для развития новаторских идей и поддерживает экспериментальные подходы и активное внедрение новых технологий. Следует создавать условия для развития новаторских идей у сотрудников компании, стимулировать креативное мышление и развитие навыков, которые могут помочь в работе нашей компании, а также поощрять сотрудников к творческим и самостоятельным решениям.
241. Вы являетесь менеджером небольшой компании по производству промышленного оборудования. Ваша компания последнее время сталкивается с проблемами на производстве: производственный процесс замедляется, качество продукции падает, а сотрудники раздражительны и не могут настроиться на одну волну. Вам необходимо найти решение, как вернуть производству его прежнюю эффективность и наладить сотрудничество в коллективе. Какой подход к организационному поведению предпочтительно использовать для решения этих проблем?
* Предпочтительно использовать подход «человеческие отношения». Этот подход сосредоточен на удовлетворении потребностей сотрудников и создании благоприятных условий для работы внутри коллектива. Следует организовывать мероприятия, направленные на общение сотрудников между собой: проводить рабочие и неформальные встречи, создавать условия для проявления их творческого потенциала и тимбилдинг, чтобы укрепить командный дух.
*Предпочтительно использовать подход «системный». Этот подход сосредотачивается на построении эффективной структуры организации, оптимизации рабочего процесса, рациональном использовании ресурсов и внедрении инноваций. Следует анализировать производственный цикл, определять слабые места в системе, разрабатывать и оптимизировать производственные процессы, а также внедрять новые технологии.
*Предпочтительно использовать подход «сугубо производственный». Этот подход сосредоточен на эффективном применении технологий и методов производства. Следует уделять особое внимание обучению сотрудников работе на производстве, налаживанию системы контроля качества продукции, устанавливанию нормативов по производству и оптимизации использования производственного оборудования.
242. Вы являетесь менеджером проекта в компании, задачей которой является создание цифровой платформы для продажи мебели. У одного из ваших сотрудников заметно изменилось поведение на работе: он уже не такой ответственный, часто не укладывается в сроки и не выполняет свои обязательства по проекту. Какой подход предпочтителен в этой ситуации?
*Предпочтительно использовать подход «сила убеждения». Этот подход предполагает убеждение сотрудника в том, что работа по данному проекту повышает уровень профессиональных качеств сотрудника, и он имеет возможность стать настоящим профессионалом в этой области. Следует активно общаться с этим сотрудником, стараясь укрепить его убеждение в своих возможностях и подчеркивая, что его работа полезна не только для проекта, но и для личной карьеры.
* Предпочтительно использовать подход «награда и воздействие на репутацию». Этот подход предполагает применение стимулов для поведения сотрудников в организации, а также награды и поощрения за достижения. Следует предлагать сотруднику бонусы и премии за своевременное выполнение задач, а также обсуждать с ним публично его профессиональные достижения на очередном собрании коллектива.
*Предпочтительно использовать подход «негативное воздействие». Этот подход предполагает применение наказания за неправильное поведение, чтобы у сотрудника появилась мотивация на надлежащее выполнение своих обязанностей. Следует предупреждать сотрудника о возможном увольнении, если уровень его работы продолжит падать, а также проводить регулярные встречи, чтобы понять причины подобного поведения и совместно искать решения.
243. Вы являетесь руководителем компании, занимающейся международной торговлей. Ваша компания заключила договор с иностранной фирмой на поставку своей продукции. Вы заметили, что представители этой фирмы, приезжая на переговоры, проявляют агрессивное поведение, проявляют недоверие к вашей компании и снижают мотивацию вашей команды. Каким подходом следует руководствоваться в данной ситуации?
*Предпочтительно использовать подход «общение и примирение». Этот подход предполагает применение дипломатии и установление хороших отношений между компаниями. Следует активно общаться с представителями иностранной компании, чтобы разрешить недопонимание, проявлять терпение и понимание и просить представителей иностранной фирмы проявлять уважительное отношение к нашей компании.
* Предпочтительно использовать подход «компромисс». Этот подход предполагает нахождение компромиссного решения, удовлетворяющего все стороны. Следует обсуждать со своей командой и представителями иностранной компании варианты решения проблем и нахождение компромисса, который будет соответствовать взаимным интересам и сможет разрешить противоречия.
*Предпочтительно использовать подход «вынужденный порядок». Этот подход предполагает использование правил и процедур для решения проблем в организации. Следует напоминать представителям иностранной компании о сроках и контролировать выполнение договоренностей, а также предложить подписать новое дополнение к договору, где будут описаны все правила и процедуры для выполнения договоренностей.
244. Вы являетесь руководителем небольшой IT-компании, в которой работает две команды разработчиков. В последнее время вы заметили, что сотрудники этих команд начали часто конфликтовать между собой, а проекты начали выполняться с задержками и потерей качества. Какой подход предпочтительно использовать для урегулирования данной ситуации?
*Предпочтительно использовать подход «конфликтный». Этот подход включает стимулирование конфликтов, их экспертный анализ и разрешение. Следует проводить встречи с представителями каждой команды, в ходе которых выяснять причины конфликта, обсуждать возможные пути его решения и помогать сотрудникам разобраться в своих трудностях.
*Предпочтительно использовать подход «поддерживающий». Этот подход включает в себя стимулирование сотрудничества, создание условий для взаимодействия между командами и их сотрудниками. Следует организовывать совместные мероприятия, тренинги по командной работе, проводить встречи между сотрудниками, чтобы укреплять их доверие друг к другу и развивать командный дух.
*Предпочтительно использовать подход «комплексный». Этот подход включает использование мер контроля и регулировки взаимодействия команд на работе, а также организационных мер, направленных на устранение причин конфликта и улучшение качества работы в целом. Следует отслеживать показатели работы команд, проводить анализ эффективности работы и принимать меры по оптимизации процесса работы и улучшению межкомандного взаимодействия. Кроме того, следует проводить консультации с экспертами по управлению конфликтами и командной работе.
245. Вы являетесь руководителем отдела маркетинга крупной компании, и ваша задача – разработать стратегию продвижения нового продукта на рынок. Какой подход предпочтительно использовать при работе с командой для успешной реализации данной задачи?
*Предпочтительно использовать подход «директивный». Этот подход предполагает строгое руководство командой, активное навязывание своих идей и контроль за всеми этапами работы. Следует детально описывать каждый шаг продвижения продукта, навязывать свои идеи и решения, а также следить за тем, чтобы все члены команды выполняли свои задачи в установленные сроки.
* Предпочтительно использовать подход «коммуникативный». Этот подход предполагает равноправное общение и сотрудничество между членами команды и лидером, учет мнений всех участников и коллективное принятие решений. Следует проводить совещания с командой, слушать мнения всех ее членов, совместно вырабатывать решения и допускать участие сотрудников в определении стратегии продвижения.
*Предпочтительно использовать подход «трансформационный». Этот подход предполагает создание такой атмосферы в команде, которая приведет к максимальной мотивации и эффективности работы ее членов. Следует стремиться к тому, чтобы сотрудники были сильно заинтересованы в реализации данного продукта, разрабатывать индивидуальные планы мотивации для каждого члена команды, проводить тренинги и развивать лидерские качества у сотрудников, чтобы повысить их эффективность и ответственность.
246. Екатерина Карпова (25 лет, высшее экономическое образование, прекрасное владение английским языком) рассказывает о своих неудачах: «Вначале я работала в фирме «Компас» менеджером. Моим боссом был отставной военный. Он постоянно отдавал команды. Все время приходилось слышать: «выполните немедленно», «обратите внимание», «займитесь делом». Он был уверен, что только он может судить обо всем. Моему боссу никогда не приходило в голову, что со мной как с подчиненной просто необходимо обсуждать некоторые решения. Я часто проявляла инициативу, которая вызывала у него раздражение, неудовольствие. Любую совместную работу мы с ним выполняли очень быстро, но не качественно. В результате я потеряла к работе интерес и через некоторое время уволилась. Новую работу я искала довольно долго. Были очень хорошие предложения, но каждый раз не устраивали какие-то детали или люди, с которыми предстояло взаимодействовать. В конце концов я начала работать в компании «Нева». Работа была интересная и требовала от меня точности, детальной проработки вариантов. Директор «Невы» был знаком с моим прежним начальником. Я точно не знаю, говорили ли они обо мне или нет, но мой новый босс сразу стал с предубеждением относиться к моей активности. Все мои деловые предложения он обращал в шутку, обещал рассмотреть их позже. А когда я по собственной инициативе подготовила серьезный экономический анализ ситуации, он положил его в огромную кипу бумаг на столе и будто случайно завел разговор о времени моего очередного отпуска. Мне потребовался еще целый месяц, чтобы окончательно убедиться в том, что он не ценит мои профессиональные качества, и я уволилась». Представив себя на месте директора небольшой фирмы, в которую пришла работать Е. Карпова, разработайте модель поведения по отношению к ней?
*Нужно объяснить Екатерине Карповой, что инициативу проявлять не нужно, вся работа выполняется в соответствии с должностной инструкцией.
*Нужно указать Екатерине Карповой на необходимость работать в команде.
* Нужно дать возможность Екатерине Карповой проявлять инициативу.
247. Жил-был волшебник, который любил загадки. Больше всего ему нравилось создавать очаровательные картинки-головоломки для детворы. Эти картинки-загадки были не простые, а волшебные: когда последний правильный кусочек вставал на место, картинка начинала излучать свет, наполнявший детвору радостью. Смотреть на эти картинки было для детей большим счастьем, чем получать много конфет. Однажды волшебник превзошел самого себя. Он нарисовал потрясающую картину, использовал все волшебные краски, смешанные со звездной пылью. Его так впечатлило собственное творение, что он решил не нарезать картину на кусочки. Он хотел, чтобы дети почувствовали волшебство сразу, не добиваясь решения головоломки. Волшебник с радостью вручил малышам пакет. Но те внезапно расстроились. Почему дети оказались разочарованными?
*Так как не увидели картинку.
*Так как разочаровались в волшебнике.
* Так как почувствовали, что получили награду незаслуженно.
248. Иван Семенов в свои 29 лет четко понимает, что более всего он ценит вознаграждение в виде большого офиса, высокой должности, права на персональную машину. В чем Иван испытывает потребность?
* В социальном статусе и материальных ценностях.
*В чувстве защищенности.
*В уверенности в завтрашнем дне.
249. Кому из вас не доводилось слышать историю о том, как компания взяла на работу выпускника вуза, талантливого, но еще мало знающего о практике применения своих талантов и реалиях бизнеса. Компания учила новичка всем премудростям, руководство лелеяло надежды: «Этот энтузиазм плюс немного опыта – и это будет самый эффективный наш сотрудник». Однако в тот самый момент, когда эти надежды были, кажется, на пороге реализации, их подающий надежды новый сотрудник, поблагодарив за все, чему его здесь научили, исчезает в офисе другого работодателя (хорошо, если не конкурента). Что явилось решающей причиной ухода нового сотрудника из организации?
*Скорее всего, причина в том, что ему просто захотелось изменить обстановку.
*Скорее всего, причина этого – недостаточно высокая зарплата.
* Скорее всего, причина этого – внутренняя демотивация.
250. Макар Петров родился в Москве. В 23 года он окончил политехнический институт и стал инженером-металлургом, отработал в научно-исследовательском институте 8 лет, опубликовал 17 научных статей. В 31 год М. Петров стал учредителем Центра научно-технического творчества молодежи «Аскон», а в 34 года создал свой банк. В 37 лет М. Петров являлся владельцем и управляющим одного из самых крупных банков страны. Какие личностные характеристики обусловили его карьеру?
*Трудолюбие, юмор.
*Эгоцентризм, перфекционизм.
* Интеллект, лидерство.
251. У Николая проблемы с руководством своим небольшим отделом, члены которого выражают разного рода недовольства. В основном они говорят, что он ими не руководит. Сам Николай очень самонадеян и берется за любую работу. Он умело справляется с делами и не может понять, почему другие люди так консервативны и медленны в работе. Одному из подчиненных Николая, Владимиру, исполняется пятидесятый год. Он всегда работал в одном и том же отделе и очевидно очень встревожен деспотичными и рискованными решениями Николая. Другой сотрудник отдела, Сергей, тоже недоволен. У него много идей относительно изменений в работе отдела, но у Николая никогда нет времени, чтобы его выслушать. В результате Сергей чувствует себя обиженным и разочарованным. Третий подчиненный, Иван, напуган тем, что Николай всегда спешит и по-видимому не интересуется, есть ли Иван на работе или нет, никогда не спрашивает, как он поживает, и не помогает своему сотруднику преодолеть его беспокойство. Как можно посоветовать Николаю изменить его поведение в качестве начальника отдела?
*Можно порекомендовать Николаю пригрозить недовольным сотрудникам увольнением и штрафными санкциями, так как они ставят под сомнения действия их начальника.
*Можно порекомендовать Николаю пройти обучающий тренинг для изменения отношения руководителя к подчиненным.
* Можно порекомендовать Николаю больше обращать свое внимание на подчиненных, прислушиваться к их мнению, выслушивать их предложения, недовольства. Николай должен рассматривать предложения своих сотрудников по поводу новых идей, перемен в компании и т.п.
Список литературы
Организационное поведение
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Введение в курс
Тема 1. Теоретико-методологические аспекты
Тема 2. Личность в системе организации
Тема 3. Групповое поведение в организации.
Тема 4. Лидерство. Коммуникативное поведение в организации
Тема 5. Организационная культура в системе организационного поведения
Тема 6. Управление поведением личности в организации
Тема 7. Организационное поведение в системе международного бизнеса
Заключение
Итоговая аттестация
Итоговый тест
Компетентностный тест